13 июня 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом:
«Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!
Сегодня у нас достаточно напряженная повестка дня и большой объем работы. Поэтому ограничусь очень кратким вступительным словом.
Среди вопросов, которые мы будем рассматривать, — во-первых, уровень исполнения тех решений, которые мы ранее приняли. Нам нужно поговорить о проблемах, которые возникают в процессе их реализации. Считаю эту часть нашей деятельности очень важной — она дает нам возможность систематически прорабатывать вопросы, которые выносятся на рассмотрение Высшего Церковного Совета, и доводить их до реализации в масштабах всей Церкви.
Среди других тем, не связанных с перечнем, который мы отслеживаем, будет обсуждаться важный вопрос образовательного стандарта в регентских отделениях наших учебных заведений. Опыт показал, что образование регентов имеет большое значение не только для повышения уровня церковного пения в масштабах всей страны, но и в сфере образовательной и катехизаторской деятельности Церкви.
Когда в 1978 году я начал процесс создания регентской школы при Ленинградской духовной семинарии, у многих вызывало удивление то обстоятельство, что в перечень дисциплин были включены богословские дисциплины. Хорошо помню заседание Ученого совета, на котором мне задали вопрос: а зачем нужны история Церкви, библейская история, догматическое и нравственное богословие? И тогда я произнес слова, которые никто не понял, — все заулыбались и сочли их за шутку. Я сказал следующее: «Когда у нас откроются возможности обучать детей религии, единственный, кто будет способен это делать, — это богословски подготовленный регент». Это было задолго до перестройки, все посмеялись, но ведь так и получилось — первыми катехизаторами стали наши регенты, получившие, в том числе, богословскую подготовку.
Сейчас обучение регентов выходит на новый уровень. Конечно, мы должны повышать их квалификацию, регенты должны становиться высокопрофессиональными дирижерами. Одновременно мы должны подумать и о том, как строится воспитательная работа на регентских отделениях, потому что очень часто девушки-регенты становятся матушками. Это тоже важная часть нашей общей заботы о будущем Церкви. До появления регентского отделения в тогдашних Ленинградских духовных школах наши молодые люди знакомились на улице, и результаты этих знакомств иногда были катастрофическими. А когда появилось регентское отделение, мы стали решать и эту важную церковно-социальную задачу. Стали появляться крепкие церковные семьи. Посещая епархии, я иногда встречаюсь со своими бывшими выпускницами и радуюсь тому, как они реализовали свое служение в качестве матушек — создали прочные христианские семьи, стали помощницами своих мужей, замечательными воспитателями своих детей.
Когда об этом говоришь, люди порой улыбаются, но это действительно очень важное направление нашей общей работы, связанное с подготовкой молодых людей к будущему служению Церкви — как тех, кто принимает сан, так и тех, кто через брачные узы призван разделить со своими супругами ответственное пастырское служение.
И последнее, о чем я хотел бы сказать, — это то, что многие, получающие образование на регентских отделениях, становятся педагогами в наших воскресных школах и не только преподают музыкальные дисциплины, но и занимаются катехизацией. Вот почему, принимая во внимание задачи, которые сегодня стоят перед Церковью, мы должны обратить особое внимание и на подготовку регентов, на работу наших регентских отделений. Подготовленные по этой теме документы непростые, — думаю, у нас сегодня будет дискуссия. Уже есть существенные поправки, в том числе у меня. Но самое важное — то, что вопрос подготовки регентов впервые предлагается Высшему Церковному Совету, а через Высший Церковный Совет — и всей нашей Церкви — для размышления на эту тему и для принятия решений».
По материалам Патриархия.Ру